Блог no image

Опубликовано: Июнь 2, 2012

1

Полюсы дизайна: «у нас» и «у них»

Человек, ориентированный в первую очередь на дизайн веб-страниц, во главу угла ставит нестандартность оформления, насыщенность графикой и флэшем, максимальное количество спецэффектов, использование необычных курсоров и сценариев, оживляющих страницу (бегущая строка, перемещение объектов по странице, в том числе самостоятельное).

В итоге объем страницы, содержащей текст на 15 килобайт, с учетом дополнительного кода, графики, роликов и включаемых стилей и сценариев разрастается до 100-200 килобайтов. Обычно разработчик таких страниц пребывает в сказочном заблуждении, что на веб-страницы люди заходят в основном ради дизайна. (Иногда это так, но эти люди — дизайнеры, ищущие свежие решения.)

Однако статистически чаще всего на сайты посетители приходят из поисковых систем. А современные поисковые системы в первую очередь ориентированы на нахождение текста (либо графики, но тоже по тексту названий или описаний). Это значит, что в первую очередь важна информация. А когда объем всей полезной информации на странице занимает примерно 10% от общего объема страницы, это, наверное, не очень правильно.

С другой стороны, есть разработчики, которые владеют информацией. Они создают сайты ради той информации, которой им хочется поделиться с миром. Оформление они откладывают до лучших времен, не вникают в таинства создания общего стиля веб-страниц, почти не используют графику (кроме логотипа и иллюстраций), и в итоге их сайты, хотя и обладают подчас уникальной информацией, но не имеют лица. Совсем недавно я встретил два таких сайта в российском сегменте интернета — они посвящены восточным и тихоокеанским языкам.

С одной стороны, информация на них действительно ценная, но с другой, — пользоваться этими сайтами не всегда удобно и даже приятно. Обе крайности — неправильны. Подходить к любому делу нужно осмысленно. Прежде чем загрузить на главную страницу пятисоткилобайтный флэш-ролик, стоит подумать, какую ценность он будет иметь, кроме демонстрации возможностей создателя. Стоит подумать, а нужно ли вообще делать сайт на флэше? А что будет, если пользователь не загрузил новую версию флэш-проигрывателя или вообще отключил плагины к браузеру?

Дело в том, что сайты в первую очередь создаются не для себя (если они создаются для себя, в сеть их выкладывать нет никакого смысла), а для посетителей. Поэтому нужно думать головой посетителей и смотреть их глазами и браузерами. Думать над каждой вероятностью. Почему даже у крупных студий не всегда под изображениями оказываются альтернативные надписи? Огромный процент пользователей интернета для экономии трафика отключает загрузку изображений, и если посетители видят вместо текстов и навигационного меню пустую белую или черную страницу с намеками на изображения, то им делать на этой странице нечего. (Некоторые разработчики по им одним ведомым причинам, не всегда объяснимым логически, не просто вставляют изображения и помощью тэга , а исполняют его фоном блока или ячейки таблицы.) Посетители не обязаны вникать в технологию построения сайтов и загружать все изображения, чтобы добраться до небольшого фрагмента текста, который они ищут.

Наконец, большая проблема на загруженных графическим мусором сайтах состоит в том, что разработчики теряют чувство стиля и понятие об удобстве использования. Логотип оказывается выполнен в одной технике, иллюстрации в другой, меню в третьей, а текст набран темно-зелеными или темно-красными буквами на черном фоне.

Они не видят в этом неудобства, потому что после помещения текста на веб-страницу не перечитывают его (как о том свидетельствует масса орфографических и пунктуационных ошибок). В итоге страница выглядит как набор разнородных кусков. Близка к этому проблема и второго полюса: чувство стиля и внимание к эстетической составляющей не всегда присуще и разработчикам-минималистам. Например, часто встречаются таблицы, где текст не отбит от границ и слипается с ними, а изображения сверстаны вплотную к тексту. То есть создателю ресурса в принципе оказывается не важным оформление его детища: ему достаточно выложить информацию и поставить ссылки.

Можно сравнить сайты с книгами и честно ответить себе на вопрос, какую книгу приятнее держать в руках. Ту, которая издана на хорошей тяжелой бумаге, где текст сверстан достаточно свободно и оставляет поля, приятные для глаз, лишен грамматических ошибок, где вся графика тщательно обработана и присутствует только там, где надо, где есть грамотные алфавитные и тематические указатели (помимо оглавления), где есть подробная информация об авторе и создателях книги, где приводится полезная информация, изложенная доступным, но не примитивным языком, где каждая страница — это оригинальная идея, воплощенная в жизнь? Или в плохом переплете, с вываливающимися страницами, с ошибками, на газетной бумаге, с малоконтрастными картинками, причем через страницу там будет реклама чего угодно, кроме того, что вам нужно?.. Ответ очевиден. Сайты — те же книги. Только с оглядкой на возможности, предоставляемые интернет-технологиями. И делать их нужно так же хорошо. Сравнение с книгой совершенно не случайно. Большинство принципов работы с данными на веб-странице унаследованы из полиграфии. Принципиально новыми по отношению к книгам являются только гипертекст и возможность делать страницы интерактивными. Еще раз вернемся к книге. Допустим, есть возможность сделать у книги золотой обрез, закладку из ткани, вклеить на форзац компактдиск, а на цветные вклейки (разворачивающиеся) прикрепить пробники свежих духов. Технологически это все возможно, но нужно ли? Соответственно, и на отдельно взятой веб-странице изначально нужно исходить не из понятий «возможно», «круто» и «нереально красиво», а из понятий «целесообразно», «действительно нужно» и «удобно». А красота — это сопутствующий и неотъемлемый фактор. С другой стороны, не стоит впадать и в обратную крайность и делать все сайты в спартанском стиле. Впрочем, даже спартанский стиль тоже хорош, если все сделано аккуратно.
Читать мятые брошюрки с криво напечатанным текстом не очень приятно.

Tags: веб-дизайн, дизайн



Один Комментарий
  1. trizet says:

    Спасибо за статью. Действительно нужно по этому поводу серьезно задуматься.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Back to Top ↑